contrast1.jpgcontrast2.jpgcontrast3.jpg

А.Агузумцян: "Без механизма регулируемого обмена информацией энергорынок не работает"

Энергориск публикует выступление А.Агузумцяна, директора отраслевой практики SAP Consulting на конференции "Российская энергетика" газеты "Ведомости". Темой доклада было введение отраслевых стандартов информационного обмена в энергетике.

Модератор: Информационный обмен между участниками рынка - тоже очень важная тема. Я сейчас с удовольствием передам слово Аре Агузумцяну, он является директором отраслевой практике в SAP, много лет в отрасли энергетики, а до этого был консультантом по вопросам электроэнергии. Опять же, интересно услышать ваш комментарий о том, какая модель рынка вам более симпатична, какие ваши пожелания в этой модели рынка. Может быть, нам надо идти прямо к модели рынка? Прошу вас.

А. Агузумцян: Спасибо большое. Дело в том, что есть несколько фундаментальных механизмов, без которых дерегулированный рынок электроэнергетики не работает. И механизм справедливого и равного доступа к информации, а также механизм регулируемого обмена информацией между участниками рынками таковым является. По каким причинам? Их всего лишь две.

Первое. Невозможна конкурентная работа на дерегулированном рынке, если те участники, который на нем должны работать, имеют невыровненный уровень информации о потреблении и о потребителе. Представитель ФАС в первой сессии говорил о том, что с точки зрения развития розничного рынка, самая важная задача – обеспечение доступа на опт для небольших участников. Это важное дело, конечно, если склад пуст, то продавать нечего, но много ли пользы от полного склада, если к вам покупатель не придет? А на сегодняшний день у нас механизма информационного и технологического, как потребитель из одной организации перейдет в другую, просто не существует, непонятно, как это делать. Никто ни к чему не принужден. Это первая причина.

Вторая причина заключается в том, что мы много говорим про развитие технологий, про умные счетчики, про доступ к конечному потребителю за секунду. Опять же – много ли пользы от таких продвинутых инструментов, если у нас информация между основными участниками рыночного процесса двигается со скоростью Почты России? Не очень много. Тогда нужны, наверно, (нрзб.) [00:03:22] уйма учетов и так далее важны для учета технологических задач, слов нету, но все остальные могут до этого не инвестировать, сэкономить деньги, потратить на что-нибудь другое.

Есть такая теория 12 раз, если что-нибудь сказать 12 раз, это запомнится и станет частью некоторой повестки. Я электроэнергетикой занимаюсь довольно долго, меня смущает то, что на повестке даже такого вопроса, как принятие стандартов и их обмена нету. Хотя Россия одна из немногих стран, которая декларирует существование дерегулированного рынка электроэнергетики, не имеет такого стандарта инфообмена.

Что за инфообмен такой?  Понятно, что есть много участников рынка, и хотим мы того или нет, они обмениваются разнородной информацией как снаружи, так и внутри себя. И конечно, центром информационного обмена в конечном итоге является потребители инфраструктуры и электроэнергии.

Обычно, когда у нас в России идет дискуссия, обсуждается вопрос, который я упомянул, переход потребителей из одной сбытовой организации в другую. Но это очень узкий, скажем так, диапазон. На самом деле диапазон инфообмена, который регулируется стандартами в странах Евросоюза, в США и во многих других странах… Я недавно прочитал про принятие стандарта инфообмена в Пакистане. Это информация по энергоданным, по прогнозу конечного потребления, это информация о технических сервисах, о факте монтажа, демонтажа или замены любого учета, подключение, отключение и так далее. Это запросы на сбор данных, которые поступают от регулирующих органов, платежные показатели, договорные параметры и так далее – множество всего, включая определенные правила на чистоту, по которым эти коммуникации должны происходить. С четким форматом, с четким сроком и так далее.

Что мы предлагаем? Мы в самом начале упоминали виш-лист. Вот наш виш-лист, он очень просто. Мы уже довольно сильно отстали в этом процессе, но есть простые шаги, которые можно начать делать уже завтра.

Во-первых, сформировать перечень тех коммуникаций, которые мы хотим стандартизировать в России. Опыта – вагон и маленькая тележка, не нужно изобретать никаких велосипедов. Это и коммерческие, и технологические и так далее, там весь перечень давно известен, ничего нового придумывать не нужно.

Второе – разработка дорожной карты по введению этих стандартов. Их невозможно ввести одновременно, это потребует некоторого времени. По моим оценкам это потребует около 2-3 лет.

Третье. Принятие принципиально решения о модели организации этого инфообмена, потому что модели бывают разные. Создание единой базы нормативно-справочной информации, которую все основные объекты, потребители, точки учета называли, когда квалифицировали по одинаковым правилам, чтобы все это понимали.

И последнее – поэтапное введение стандартов. Почему это нельзя сделать просто так? По двум простым причинам. Во-первых, у участников рынка нет прямого мотива этот стандарт поддерживать. Для энергосбытовой компании, которая владеет информацией о потребителе, эта база потребителей является одним из основных конкурентных преимуществ. Никакого мотива отдавать ее не существует. Точно так же как для сетевой компании информация о сетевой инфраструктуре и так далее.

Здесь нужна роль регулятора, роль государства, что мы видим во всех странах, где такие стандарты существуют. Это в конечном итоге либо решение, которое принимается на государственном уровне и исполняется государством, либо решение которое в дальнейшем исполняется независимыми партнерами.

Вторая причина – наличие инфраструктуры. Инфраструктура на самом деле в России практически вся существует. Тут не нужны никакие многомиллионные инвестиции, тут нужны небольшие корректировки того, что сейчас есть. У всех компаний есть информационные системы, ввести их учет в той или иной форме, учет там довольно хорошо и активно развивается. Все предпосылки есть, надо сделать маленький шажок для того, чтобы все докрутить.

Что касается моделей, существует две модели. Первая – это модель с наличием единого оператора, некоторой организации, которая ведет всю информацию о потребителях и потреблении, распределяя ее по определенным правилам между всеми участниками рынка. Небольшой шаг в этом направлении был сделан, когда была попытка создании компании "Энергобаланс", сегодня о ней упоминали.

Вторая, механизм, который гораздо более широко распространен, не подразумевает никаких центральных операторов, он подразумевает, что все компании играют по одним и тем же правилам. В случае наступления определенного события, они отправляют сообщение в определенном формате с определенными данными в определенные в соответствии со стандартом адреса. Самое главное, выдерживая временные правила и выдерживая состав информации, который они передают. Вот всего два механизма, которые существуют.

Вот в этом заключается идея, предложение и пожелание, которое у нас есть на сегодняшний день. У меня всё, спасибо.

 

??????? Joomla