contrast1.jpgcontrast2.jpgcontrast3.jpg

Обучение по тематике "Риски в энергетике" в МЭИ

ГЭС могут потерять 20% рынка мощности из-за новых правил

Минэнерго представило для общественного обсуждения проект поправок к правилам функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности. Они в основном касаются процедуры отбора мощности, которую планируется заметно изменить. На российском энергорынке продаются два товара — фактически выработанная электроэнергия и мощность, то есть постоянная плата за готовность станций к выработке электроэнергии. Конкурентный отбор мощности (КОМ) проводится на год, заявки от генераторов набираются по возрастанию цены. В каждой зоне свободного перетока (ЗСП) — КОМ-2014 планируется проводить по восьми ЗСП — устанавливается своя цена.

Мощность ГЭС (равно как и АЭС) отбирается в рамках КОМ в приоритетном порядке, то есть ГЭС, в отличие от тепловых станций, не приходится конкурировать между собой или с другими видами генерации за право получать оплату мощности. Приоритетное положение гидрогенерации всегда вызывало возмущение и зависть у тепловой энергетики. Впрочем, часть этого преимущества ГЭС утратили, когда в феврале 2011 года в рамках кампании по ограничению предельного роста конечных цен на электроэнергию правительство приняло решение сократить целевую инвестиционную составляющую (ЦИС) в цене на мощность ГЭС и АЭС в общей сложности на 15 млрд руб.

Теперь предлагается еще сильнее сократить удельный вес ГЭС в КОМ. Для них меняются правила вычисления объема и оплаты мощности: в основу расчета теперь закладывается мощность ГЭС в самый маловодный период. А если фактическая мощность превысит ее, продаваться будет только 20% от объема превышения. По информации "Ъ", в результате вместо 32,3 ГВт мощности ГЭС, учтенных в КОМ в 2013 году, в КОМ-2014 попадет только 26,3 ГВт. Годовой ущерб для "РусГидро" составит около 4 млрд руб. Источник, близкий к компании, говорит, что эта цифра "близка к действительности".

За счет высвобождения спроса планируется привлечь в КОМ ту часть тепловых станций, которые сейчас оказываются в списке "вынужденных" генераторов. Эти станции или отдельные энергоблоки с высокой себестоимостью выработки, как правило, не новые, которые не могут предложить конкурентоспособную цену на КОМ, но которые нельзя остановить — например, из-за того что от них зависит теплоснабжение потребителей или стабильность работы всей энергосистемы. Они работают по регулируемым тарифам, которые могут оказаться выше цены КОМ, и при высокой доле такой генерации в ЗСП или в регионе конечная цена для потребителей может заметно вырасти. Суммарный объем "вынужденных" генераторов на момент КОМ-2013 составлял 8,54 ГВт. Причем 3,26 ГВт мощности не могли пройти КОМ даже по формальным причинам — их оборудование не отвечает минимальным техническим требованиям (в первую очередь из-за своего возраста).

Сейчас готовится серия мер, по которым старым станциям, не соответствующим требованиям, разрешат участвовать в КОМ, если они раз в год будут проходить переаттестацию. Также к торгам допустят уже получивших статус "вынужденных" генераторов, которым Минэнерго не готово дать разрешение остановиться в 2014 году, как они собирались. "Мы понимаем, что реально из них можно вывести лишь порядка 300 МВт,— говорил в начале месяца замминистра энергетики Михаил Курбатов.— Решение очень простое: мы, скорее всего, этим генераторам дадим право участвовать в КОМ, если они предоставят гарантии по невыводу из эксплуатации в течение 2014 года". "По новым правилам к КОМ будут допущены почти все станции, и рынок сам решит, какие из них станут "вынужденными"",— говорит директор НП "Совет производителей энергии" (объединяет крупную тепловую генерацию) Игорь Миронов. По сути, считает он, это "уход от ручного регулирования и возврат к рыночным основам".

В "РусГидро" резко против идеи Минэнерго. "Авторы предложенных поправок ошибочно полагают, что ГЭС можно недоплачивать за мощность из-за невозможности постоянно обеспечивать максимальную нагрузку,— говорит представитель компании.— Но у гидрогенерации нет такой функции. ГЭС — это высокоманевренные мощности, способные изменять нагрузку в течение нескольких минут, что является крайне важным для регулирования энергосистемы. Если использовать принцип, предлагаемый авторами поправок в части отбора мощности ГЭС, для других видов генерации, то получается, что тепловым и атомным станциям можно, напротив, недоплачивать за мощность, потому что они не могут быстро изменить свою нагрузку". Также, по мнению компании, применение понижающих коэффициентов по оплате мощности, поставленной сверх соответствующего маловодному году объема, "неминуемо повлечет снижение доходов и, соответственно, приведет к дефициту источников финансирования ремонтов и модернизации".

Выплаты на мощность играли более важную роль для "РусГидро" до 2012 года, пока в них включалась ЦИС, говорит старший аналитик ФК "Открытие" Сергей Бейден. Он добавляет, что потери не будут слишком существенны для выручки генерирующего сегмента "РусГидро" (87 млрд руб. в 2012 году; 28,5% от общей выручки группы по МСФО — 305,8 млрд руб.). Но, добавляет аналитик, гораздо заметнее может оказаться уменьшение показателя EBITDA, поскольку при урезании выплат за мощность расходы компании не изменятся. Генерация обеспечивает около 80% EBITDA "РусГидро".

Источник информации: http://www.kommersant.ru/doc/2172892

Шаблоны Joomla