Минэнерго хочет сохранить перекрестное субсидирование до 2018 года, опасаясь роста социальных рисков
- Подробности
- Категория: Лента новостей
- Создано 30.01.2013 11:46
- Обновлено 10.02.2013 12:19
- Опубликовано 30.01.2013 11:46
В сегодняшнем выпуске "Известий" от 30.01.2013 приводятся планы Минэнерго в отношении поэтапной, а не одновременной ликвидации механизма перекрестного субсидирования (см. ранее "Минэнерго проанализировало риски регионов и МРСК от отмены "последней мили" "). Министерство считает, что единовременная ликвидация вызовет резкий рост социальных рисков в регионах, а также значительное сокращение доходов Холдинга МРСК.
Правительство в очередной раз не сможет полностью отказаться от так называемой «последней мили» во избежание резкого роста цен на электроэнергию. Ранее предполагалось, что промышленность перестанет доплачивать за прочих потребителей и население уже в следующем году. Как рассказал «Известиям» замминистра энергетики Михаил Курбатов, теперь власти намерены поэтапно снижать уровень субсидирования — в ряде промышленных регионов его продолжат как минимум до 2018 года. Рост цен на электричество для всех потребителей будет плавным, рассчитывают в правительстве. Власти не смогут отказаться от перекрестного субсидирования между промышленностью и населением с 2014 года, как это предполагалось ранее. В нескольких десятках регионов отмена договоров «последней мили» вызовет резкий скачек цен, что недопустимо, говорит Курбатов. Такое экономическое явление, как перекрестное субсидирование, является одной из наиболее острых проблем российской энергетики. Его суть в том, что энергокомпании компенсируют свои убытки по передаче энергии по сетям низкого напряжения населению (0,4–20 кВ) за счет того, что им доплачивают промышленные клиенты, но они этими сетями не пользуются. Это сдерживает рост тарифов для населения. Механизм работает через договоры «последней мили», по которым Федеральная сетевая компания передает небольшие участки магистральных сетей в аренду «дочкам» Межрегиональной распределительной сетевой компании. В итоге индустрия платит и ФСК, и МРСК. Из-за двойного обложения у компаний растет себестоимость продукции, из-за чего промышленники давно негодуют. Власти не раз намеревались отменить договоры «последней мили» как тормозящие развитие экономики, но пока так и не решились на этот шаг. Правительство осознает необходимость ликвидации перекрестного субсидирования, но сделать это единовременно невозможно, отмечает Курбатов. В регионах, где по договорам «последней мили» проходит 30% полезного отпуска энергии, платежи в пользу МРСК предлагается поэтапно снижать в течение 3–5 лет. Речь идет в первую очередь о неценовых зонах (в них цена на электричество определяется нерыночными методами в условиях отсутствия конкуренции), в ценовых — подход будет более дифференцированным, полагает Михаил Курбатов. Существует вероятность того, что решение передадут на уровень регионов, добавляет он. «Последнюю милю» необходимо сохранить для крупных потребителей — РЖД, «Газпрома», НЛМК, ХК «Металлоинвест», «Северстали» и др., говорится в письме Минэнерго, направленном 11 января в Минэкономразвития (копия есть у «Известий»). На основе мнения Минэнерго 17 января Минэкономразвития отчиталось перед премьером Дмитрием Медведевым. В своем докладе ведомство напрямую не высказалось за сохранение «последней мили», но описало возможные печальные последствия такого шага. Так, при отмене договоров «последней мили» необходимо увеличивать тариф на передачу энергии для мелких и средних потребителей. В 19 регионах (Красноярский край, Амурская область, Забайкалье, Бурятия и др.), где доля перекрестного субсидирования особенно высока, рост может превысить 10%, говорится в документе. При одномоментной отмене «последней мили» выпадающие доходы МРСК составят 33 млрд рублей, подсчитали в Минэкономразвития. Ранее власти ряда регионов, опасаясь роста социальной напряженности, просили сохранить механизм субсидирования. Так, верховный совет Хакасии на днях обратился в Госдуму с просьбой продлить действие «последней мили» до 2022 года. В противном случае уже в 2014 году цены на электричество для населения республики вырастут в 2,4 раза. В менее проблемных регионах Минэнерго предполагает компенсировать выпадающие расходы сетевиков в течение 2013–2017 годов за счет введения социальной нормы потребления энергии для населения. Перерасход будет оплачиваться по ставкам, которые превысят прогноз Минэкономразвития по росту тарифов. На прежние доходы не смогут рассчитывать сетевые компании, обслуживающие преимущественно одного потребителя. Кроме того, предполагается снизить инвестпрограммы сетевиков и выравнять их расходы в целом по стране. Эти меры позволят компенсировать выпадающие доходы большинству владельцев сетей низкого напряжения и превысить прогноз роста цен на энергию не более чем на 2%. Кроме того, Минэкономразвития предлагает «незначительно» увеличить тарифы для мелкого и среднего бизнеса, «если это не приводит к негативным социально-экономическим последствиям», и компенсировать часть выпадающих доходов за счет увеличения платы ФСК. Ряд крупных потребителей уже не один год пытаются отказаться от оплаты несуществующих услуг МРСК в судах. Тяжбы проходят с переменным успехом. В случае принятия решения о повышении расценок на услуги ФСК для крупных потребителей ликвидация «последней мили» окажется формальной, говорит член наблюдательного совета НП «Совет рынка», директор по энергетике НЛМК Александр Старченко. — Реальная проблема перекрестного субсидирования решена не будет, российская промышленность по-прежнему будет платить за передачу энергии больше, чем конкуренты в любой другой стране мира, — поясняет он. Источник - "Известия": http://izvestia.ru/news/543941