contrast1.jpgcontrast2.jpgcontrast3.jpg

А.Новак сформулировал приоритеты Минэнерго в инвестпроектах на Дальнем Востоке

Александр Новак пояснил, что Министерство энергетики участвует в реализации федеральной целевой программы «Дальний Восток и Байкальский регион» с 2008 года. За этот период объекты энергетики были профинансированы за счет средств федерального бюджета на сумму 71,317 млрд рублей, что позволило до настоящего времени за четыре года реализовать 19 крупных инфраструктурных проектов. 

«Часть проектов сегодня продолжает реализовываться, и мы в соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства Игоря Ивановича Шувалова в 2013 году завершим все объекты строительства, начатые ранее, находящиеся в собственности субъектов Дальневосточного федерального округа, – заверил Министр. – Инвестиционные проекты – также хотел бы их обозначить на плановый период 2014–2018 годов. Мы определили перечень конкретных первоочередных инвестиционных проектов по развитию Дальнего Востока и Забайкальского региона. Общий объём ресурсов сегодня из разных источников, мы видим, примерно 700 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета 46,2 млрд рублей – это примерно 6,5% от общей суммы средств, которые будут направлены в область энергетики, и менее 10% от той заявки на финансирование ФЦП на пятилетний период, о которой говорил в своём докладе Андрей Рэмович Белоусов (Министр экономического развития РФ – прим. ред.)».

Глава Минэнерго России также указал основные приоритеты в развитии энергетического комплекса Дальнего Востока и подчеркнул, что инвестиционные проекты будут реализовываться в нескольких направлениях:

«Это развитие связи между энергосистемами Восточной Сибири и Дальнего Востока, в том числе электрификация Байкало-Амурской магистрали и Транссибирской магистрали, ускоренная реализация восточной газовой программы, присоединение изолированных энергосистем к единой энергосистеме России, удовлетворение спроса и ликвидация рисков дефицита электрической тепловой энергии в Забайкалье и на Дальнем Востоке, развитие энергетики на основе возобновляемых источников энергии и, как следствие, снижение уровня бюджетных дотаций на возмещение разницы между экономически обоснованными тарифами и установленными для потребителей.

Мы применили следующий подход в определении источников финансирования первоочередных инвестиционных проектов, их четыре. Первое – это развитие системообразующих линий электропередачи. Мы считаем, что целесообразно реализовывать в рамках инвестиционной программы акционерного общества «ФСК ЕЭС» без выделения средств федерального бюджета, за счёт долгосрочных облигационных займов Внешэкономбанка, которые могут быть предоставлены на льготных условиях за счёт средств пенсионных накоплений. Потребность составляет на этот период 58 млрд рублей. Это 10 крупных магистральных системообразующих линий.

Второе: совместно с Фондом развития Дальнего Востока и Байкальского региона проработан предварительный перечень инвестпроектов по созданию центров питания новых промышленных потребителей. Это 20 проектов на сумму 77 млрд рублей. Для этого будут созданы компании специального назначения SPV (SPV, special purpose vehicle, компания специального назначения). Такие проекты будут финансироваться за счёт средств Фонда на условиях обеспечения срока окупаемости 13–15 лет и доходности на инвестированный капитал на уровне инфляции плюс 1% за счёт надбавки к тарифу на электроэнергию. В основном это сети к конкретным новым потребителям: Удоканский ГОК (пример приведу), «Полюс Золото», Наталкинский ГОК, Комсомольский нефтеперерабатывающий завод, Инаглинский угольный комплекс и другие. С одной стороны, такой второй механизм, который предложен, позволит не увеличивать долговую нагрузку на потребителей и Федеральную сетевую компанию, с другой стороны, он застрахует от строительства линий, которые сегодня не привязаны к реальному промышленному потребителю и которые могут привести к росту тарифа для всех групп потребителей региона.

Третий подход, третье направление – в отношении объектов энергетики, направленных на развитие экспорта электроэнергии. Финансирование таких проектов целесообразно осуществлять на основе рыночных механизмов. Здесь мы прорабатываем возможность участия Российского фонда прямых инвестиций.

И четвёртое – о проекте финансирования за счёт средств федерального бюджета. Мы считаем, что за счёт таких средств возможно финансировать несколько групп. Это завершение начатых объектов в рамках выполнения текущей федеральной целевой программы, реализация которых невозможна без федеральных средств. Второе – это проекты на основе возобновляемых источников энергии. Третье – инвестиции в собственность субъектов Российской Федерации, носящую социальный характер, что также невозможно без средств федерального бюджета. Я назвал цифру 46 млрд, она не включает в себя 50 млрд, о которых в своем выступлении говорил Андрей Рэмович, на четыре проекта, реализуемые «РусГидро».

Министр также рассказал о ходе реализации проекта строительства Якутской ГРЭС-2 и других ключевых энергетических проектах Дальнего Востока и Забайкалья:

«Проектно-сметная документация на строительство Якутской ГРЭС-2 разработана, она уже отдана в Главгосэкспертизу, и в целом деньги были выделены только в декабре прошлого года. Соответственно, за три месяца проектно-сметная документация не делается. Все остальные проекты также уже заказаны, в стадии реализации. Как только они выйдут, госэкспертиза их проверит, – стройки начнутся. Поэтому здесь мы держим под контролем совместно с Минэкономразвития, совместно со Сбербанком.

И в качестве примера я просто приведу несколько проектов, вошедших в федеральную целевую программу (Андрей Рэмович сказал об их количестве). В частности, это по Чукотке, как уже было сказано, замещение выводящихся из эксплуатации мощностей Билибинской АЭС и Чаунской ТЭЦ. Предполагается строительство центров с комбинированной электрической тепловой генерацией. Магаданская область: завершение строительства линий электропередачи Оротукан – Палатка – Центральная, что даст возможность выдачи мощности. Колымская ГЭС и Усть-Среднеканская ГЭС повысит надёжность электроснабжения Магадана, южной части Магаданской области. В Хабаровском крае строительство высоковольтной линии подстанции в Ванино-Советскогаванском узле. Строительство высоковольтной линии подстанции для электрификации населённых пунктов Ульчского района. В Республике Саха (Якутия) строительство магистрального газопровода (Кысыл-Сыр), повышающего надёжность газоснабжения потребителей в центральной части республики.

И отдельное направление – это развитие возобновляемых источников энергии, строительство ветровых электростанций, солнечных электростанций, которые позволят сегодня заменить дорогую дизельную генерацию. Сахалинская область: реконструкция и строительство передающих электрических сетей будут направлены на рост надёжности электроснабжения и снятия ограничения технологического присоединения новых потребителей. В Забайкальском крае – реконструкция теплоэлектроцентрали в посёлке Первомайский, в Иркутской области –строительство и реконструкция сетей».

В конце своего доклада Александр Новак привел оценки необходимых объемов финансирования энергетических проектов на Дальнем Востоке.

«Ранее общая потребность за счёт средств федерального бюджета составляла (была согласована в рамках первого проекта федеральной целевой программы) около 146 млрд рублей, потом она была уменьшена до 98. Сейчас мы предусмотрели, исходя из возможностей бюджета и общего снижения возможностей средств на реализацию программы в размере примерно 500 млрд рублей, 46 млрд – это примерно 10%. Остальные ресурсы, как я уже сказал, будут изыскиваться по тем механизмам, которые я назвал. Общая потребность в энергообеспечении, на наш взгляд, составляет порядка 700 млрд рублей», – завершил свое выступление Министр.

Шаблоны Joomla