РусГидро предложило решить проблемы водопроводов России за свой счет
- Подробности
"Русгидро" предложило взять на себя управление всеми водопроводами и канализацией страны, создав для этой цели холдинг "Вода России". Аналитики считают, что реализация проекта маловероятна, однако, если она произойдет, инвестиционные и финансовые риски компании резко вырастут, так как объем требуемых вложений в отрасль оценивается в 10-15 трлн рублей . Окончательные предложения "РусГидро" должны быть представлены президенту до 10 февраля. Государственный энергохолдинг "РусГидро" выразил готовность взять на себя ответственность за модернизацию водохозяйственного комплекса России в части водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ), сообщил "Коммерсант" в номере от 31.01.2013. Концепция предполагает создание холдинга с рабочим названием ОАО "Национальная корпорация "Вода России"", где "РусГидро" получит контроль, а остальное отойдет определенному правительством федеральному органу, например Росимуществу. "Вода России" на уровне каждого региона или муниципалитета создаст регионального оператора, совладельцем которого станут местные власти. В "РусГидро" заверили, что переводить водоканалы или их активы (сейчас в основном принадлежат местным властям) на баланс компании не планируется. Региональный оператор будет управляющей организацией, которая "примет на обслуживание" все предприятия ВКХ, в том числе планово убыточные. Ее задачи — обеспечение единства технической и инвестиционной политики, оптимизация имущественного комплекса, разработка схем водоснабжения и водоотведения, создание единой абонентской службы ВКХ региона, обеспечение деятельности аварийных служб, участие в законотворчестве и проведение прочих мероприятий, направленных на модернизацию инфраструктуры ВКХ и его консолидацию на уровне региона. Региональный оператор, в частности, будет следить за целевым расходованием бюджетного финансирования (федеральных и региональных целевых программ или субсидий на развитие ЖКХ) именно на нужды ВКХ. Наличие единой корпорации имеет ряд плюсов, отмечают в "РусГидро",— например, обеспечение доступа к финансированию со стороны государственных институтов развития, в частности ВЭБа, к которому муниципальный водоканал прибегнуть не может. По данным Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ), сейчас 84% организаций водопроводно-коммунального комплекса являются муниципальными унитарными предприятиями (МУП) и лишь 16% приватизированы. Среди частных компаний 62% приходится на долю трех федеральных операторов: "Росводоканала", "Российских коммунальных систем" (РКС) и "Евразийского водного партнерства". Состояние отрасли оставляет желать лучшего: в сфере холодного водоснабжения (ХВС) 55% инженерных сетей отслужили свой нормативный срок, сообщал в своем докладе глава Минрегиона Игорь Слюняев, 30% из них — в аварийном или предаварийном состоянии. Неучтенный расход воды превышает 20%. 22% жителей России не обеспечены услугами централизованного ХВС. Не лучшим образом обстоит дело со сточными водами, говорит господин Слюняев: если крупные города очищают порядка 99% стока, то в целом по стране половина сточных вод, даже по официальной статистике, не очищается до состояния, "соответствующего стандартам качества". В российском ВКХ в капремонт, техобслуживание и содержание инфраструктуры инвестируется только 11% выручки предприятий сектора, тогда как в развитых странах этот показатель превышает 40%. Потребность водохозяйственного комплекса в инвестициях, говорит исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова, по разным оценкам, составляет 3-15 трлн руб., тогда как рентабельность в среднем по России — минус 2,3% на 2011 год, в частных случаях — минус 14-15%. По ее словам, часть проблемы заключается в сдерживании тарифов для населения. В случае появления на рынке госкомпании, говорит госпожа Довлатова, есть надежда, что за счет укрупнения она сможет не взвинчивать тариф для населения, выровняв его: существует огромный разброс в тарифе между миллионниками с низкими тарифами (15 руб. за кубометр воды) и малыми городами (до 120 руб.). Частные операторы ВКХ отнеслись к идее "РусГидро" настороженно. Она выглядит вполне логичной, если связана с деятельностью в сфере модернизации ВКХ крупных гидротехнических и берегозащитных сооружений, говорят в РКС. "Если инициатива распространяется и на объекты коммунального хозяйства, это означает создание федерального государственного игрока на коммунальном водопроводно-канализационном рынке,— полагают в РКС.— Предметом его интереса должны будут стать прежде всего очистные сооружения водопровода и канализации, реконструкцию и модернизацию которых трудно реализовать исключительно за счет тарифной надбавки, необходимо софинансирование из бюджетных источников". Если появление федеральной структуры в секторе ЖКХ будет означать приход крупных бюджетных инвестиций, его можно оценивать как безусловное благо для отрасли, считают в РКС. "Но если речь идет сугубо об управленческом решении, то вряд ли оно будет эффективно,— уточняют в компании.— Монополизация под любым соусом вредит ЖКХ". По мнению источника в другом частном операторе, единый холдинг нежизнеспособен как конструкция, максимальный уровень, на который можно поднять эту структуру,— субъект федерации. Перенос ответственности с места в центр — катастрофическая ошибка, полагает собеседник "Ъ". По его словам, в России частному инвестору интересны 50-60 городов с населением от 400 тыс. до 1 млн жителей, остальными все равно придется заниматься государству, "но не так". "Любой город — штучная история, и даже узкоспециализированному оператору с достаточными средствами и компетенциями для приведения инфраструктуры в нормальное состояние необходимо не менее пяти лет,— считает он.— А у единого оператора их будет тысяча! Одни корпоративные процедуры займут не менее двух лет". По мнению РКС, объединять следует лишь периферийное ВКХ: отсутствие экономической эффективности у проектов в малых поселениях делает появление государственной структуры со значительной инвестпрограммой единственно возможным выходом. "У крупных городов есть и другие перспективы, поэтому у них должно оставаться право конкурсного выбора оператора и программы развития водопроводно-канализационного хозяйства",— уточняют в РКС. Изначально "РусГидро" претендовало на более широкую сферу ответственности в водном хозяйстве. В октябре глава компании Евгений Дод обратился к президенту Владимиру Путину с предложением сделать "РусГидро" организацией, ответственной за модернизацию всего водохозяйственного комплекса России. Господин Дод обращал внимание на неудовлетворительное состояние гидротехнических сооружений, более половины из которых не числятся в реестрах уполномоченных министерств и агентств, на нерациональное использование водных ресурсов и дефицит воды в ряде регионов, высокую степень износа и недостаточность средств для модернизации инфраструктуры, низкую степень энергоэффективности, в первую очередь ЖКХ, и прочие проблемы. По словам топ-менеджера, многообразие и разобщенность организаций, контролирующих водное хозяйство, диктуют необходимость создания единого центра ответственности, а "РусГидро" подходит на эту роль как госкомпания, имеющая соответствующий опыт и технический и кадровый потенциал. Однако, по информации "Ъ", профильные министерства восприняли это предложение без восторга. Минсельхоз, в частности, ответил, что с учетом существующей правовой базы и стратегических документов развития водохозяйственной отрасли и сельского хозяйства поручать разработку концепции модернизации "РусГидро" нецелесообразно, а назначение ее ответственной за модернизацию может привести к конфликту интересов между энергетиками и судоходными, рыбохозяйственными и мелиоративными организациями. Минприроды солидарно с Минсельхозом. Окончательные предложения по участию "РусГидро" в модернизации водохозяйственного комплекса должны быть представлены президенту профильными министерствами: Минприроды, Минсельхозом, Минэнерго и Минтрансом — до 10 февраля. «ВТБ капитал» понизил рекомендацию по акциям «Русгидро» с «держать» до «продавать», прогнозную цену — с $0,028 до $0,021 за акцию. Планы «Русгидро» взять в управление водопроводные и канализационные сети страны создают значительный риск втягивания компании в реализацию очередного социально ориентированного и капиталоемкого проекта с сомнительными экономическими выгодами, считают аналитики банка. Это может обернуться ухудшением прогнозируемости свободного денежного потока и дивидендов. Вчера, 31.01.2013, на Московской бирже акции компании подешевели на 2,76% до 0,75 руб. ($0,03). Источник - ИД "Коммерсант": http://www.kommersant.ru/doc/2116627