Новую модель энергорынка доработают до начала июня
В пятницу премьер Дмитрий Медведев собрал в Горках совещание по энергетике, на котором предполагалось обсудить новую модель оптового рынка электроэнергии и мощности. В нем участвовали вице-премьер Аркадий Дворкович, глава Минэнерго Александр Новак, его заместитель Михаил Курбатов и глава ФСТ Сергей Новиков, руководители крупнейших энергокомпаний, в первую очередь генерирующих. Электросети представлял лишь глава ФСК Олег Бударгин. Покупателей электроэнергии (например, энергосбытов, не аффилированных с крупной генерацией) не пригласили, как и иностранных инвесторов (Enel, E.On и Fortum), владеющих крупными активами в генерации.
( Свернуть )
Сейчас оптовый энергорынок основан на раздельной продаже электроэнергии и мощности. Генераторы получают фиксированные на год выплаты за мощность, которые должны компенсировать их условно-постоянные расходы, а также ежедневно продают реально выработанную электроэнергию. Торги идут по маржинальной схеме: после того как на рынке сформировался баланс ожидаемого спроса и предложения, вся мощность и электроэнергия продаются по одной цене, то есть в выигрыше оказываются генераторы с более низкими издержками. Но к этой системе у генераторов есть ряд претензий. В частности, как замечает старший аналитик ФК "Открытие" Сергей Бейден, генкомпании не устраивают низкие выплаты за мощность.
Новая модель рынка, активно разрабатывавшаяся с 2011 года, предполагала переход к прямым долгосрочным договорам между генкомпаниями и покупателями энергии. В пятницу Дмитрий Медведев, открывая совещание, назвал долгосрочные отношения путем к правильному рынку, добавив, что пока доля таких договоров в России составляет 10%, тогда как в ЕС — 80%. Но, как рассказали "Ъ" несколько источников, знакомых с ситуацией, представленная в пятницу Александром Новаком модель долгосрочных договоров вызвала ряд возражений у энергетиков.
По словам собеседников "Ъ", претензии касались, в частности, окупаемости дальнейших инвестиций в генерацию. Речь идет об идее введения так называемой системы ДПМ-штрих. Сейчас генкомпании строят новые электростанции и модернизируют старые в рамках согласованных с правительством обязательных инвестпрограмм. Работа на энергорынке сама по себе не может обеспечить окупаемость этих вложений, поэтому инвесторы заключают договоры на поставку мощности (ДПМ). Они оговаривают штрафы за опоздание с вводом мощностей и повышенные выплаты за мощность в течение десяти лет, фактически гарантирующие окупаемость. Проекты по ДПМ должны в основном завершиться в 2015 году. "ДПМ-штрих" предполагает продолжение инвестиций в основном в модернизацию. Но эта идея вызывает вопросы у участников рынка, опасающихся роста цен. В 2011 году Минэнерго оценивало потребности энергетики в инвестициях в 11,25 трлн руб. до 2020 года. Модель долгосрочных договоров не предусматривает введения системы "ДПМ-штрих".
По словам одного из источников "Ъ", новую модель в целом поддержали присутствовавшие на совещании гендиректор "Росатома" Сергей Кириенко, глава "РусГидро" Евгений Дод, гендиректор "КЭС-холдинга" Борис Вайнзихер и глава СУЭК Владимир Рашевский, более нейтральную позицию заняли Сергей Новиков и член правления "Газпрома", председатель совета директоров "Газпром энергохолдинга" (ГЭХ) Кирилл Селезнев. За включение механизмов окупаемости типа "ДПМ-штрих" высказался глава "Интер РАО ЕЭС" Борис Ковальчук. Не поддержал новую модель Олег Бударгин. Еще в декабре о том, что нужно ввести механизмы финансовой поддержки модернизации энергетики, говорил глава совета директоров "Э.Он Россия" Бернхард Ройтерсберг. Другой собеседник "Ъ" отмечает, что также были вопросы о том, как предлагаемая система повлияет на рост конечных цен на электроэнергию. В результате новую модель отправили на доработку на три месяца. Аркадий Дворкович в прошлом году говорил, что модель должна быть утверждена в первом полугодии 2013 года, а заработать — в 2014 году.
По мнению Сергея Бейдена, и долгосрочные договоры, и "ДПМ-штрих" могут повлиять на конечные энергоцены, хотя вряд ли сейчас можно посчитать насколько. Но если государство намерено удерживать темпы роста цен, а в этой ситуации придется компенсировать увеличение доходов генкомпаний, например, за счет сетей. Кроме того, считает С. Бейден, есть опасение, что и при введении новой модели государство продолжит практику сдерживания цен на оптовом энергорынке.
Источник: http://www.kommersant.ru/doc-rss/2139483